Много столетий тому назад на территории теперешней Индии люди большого духа и интеллекта считали, что человеческое существо как бы собрано из отдельных составляющих (тело, чувство, ум, дух), каждая из которых развивается своим путем. Это раздельное развитие, по их мнению, не дает в полной мере совершенствоваться, и, чтобы осуществить полное единство этих составляющих, индийские мудрецы в течение тысячелетий. руководствуясь опытом, догадками, пробами и неудачами, создали сложную обширную науку, которую и назвали Йогой.
В переводе с санскрита этот термин не имеет однозначного определения. В одних источниках он трактуется как «союз» или «объединение», что очень согласовывается с вышеприведенным толкованием.
Есть и такие значения: «прилагать усилия», «сопрягать, связывать», «единение» и другие смысловые оттенки. Мы можем также сказать, что Йога — наука о совокупности физических и психологических средств для раскрытия внутренней сущности человека. Ведантийское понимание Йоги — это единение с Высшим Атманом, а в философских текстах «Махабхараты» значение «единение» заменяется на «упражнение», а также на «владение особыми психическими силами».
Согласно Патанджали, Йога является систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля за различными элементами человеческой природы. Считаем целесообразным для расширения этого понятия дать читателю и другие определения, которые, впрочем, также верны по своей смысловой законченности.
Ш.С. Шивананда: «Йога есть Самадхи, то есть способность отделяться от всего телесного и сосредоточиваться внутри себя».
Ш. Кришна: «Йога есть равновесие».
Комментатор «Виазы»: «Йога есть успокоение ума».
А. Безант: «Йога есть прекращение функций ума, то есть такое состояние, когда действует высшее человеческое сознание».
Ш. Кришна: «Когда ум, интеллект и «Я» под контролем, свободные от бесконечной страсти и так, что они покоятся в духе, человек становится ЮКТА — тем, кто общается с богом… он познает вечную радость, которая вне пределов чувств, которую нельзя охватить рассудком. Он остается верным этой истине и не отказывается от нее. Он нашел свое большое сокровище — нет ничего выше этого. На того, кто достиг этого, не подействует величайшее горе. Вот истинный смысл Йоги — свобода от действия боли и горя».
Наблюдая за различными проявлениями человеческой природы, древние индусы открыли в человеке много исключительных сил, которые у одних (одаренных, гениальных личностей) проявляются произвольно, но у обыкновенных людей эти силы спят.
Родоначальники Йоги нашли, что скрытые силы можно разбудить и пользоваться ими на всех путях жизни, хотя во многих случаях они будут проявляться индивидуально. Так росла и складывалась стройная система совершенствования человека.
Есть основание полагать, что в древней Индии эта наука была всеобщим достоянием, но в период арабского завоевания, монгольского владычества, а потом британского колониального управления Йога стала достоянием небольшого числа посвященных, брахманов и храмовых служителей.
Патанджали и потом С. Вивекананда, как уже было сказано выше, извлекли эту науку из тайников храмов и сделали ее общей и доступной. Они решили, что это учение не требует охранения, так как оно включает в себя элемент самоохранения именно трудностью постижения и тем, что использование ее с дурными намерениями исключается. В конце XIX и начале XX веков первые сведения о Йоге начали проникать в Европу от ученых индусов, получивших восточное и западное образование.
Древние мыслители разработали несколько путей совершенствования для людей различных Наклонностей и способностей, но конечная цель ведет к одному — раскрытию в человеке высших проявлений, так как человек — существо незаконченное, несовершенное и может изменяться к лучшему собственными силами, а Йога, во всех ее разновидностях, даст технику и методы на этом пути.